Копытов Пётр Васильевич - История его жизни

Литературных источников, рассказывающих о человеке и краеведе Петре Васильевиче Копытове, нет. Но существуют его воспоминания о гражданской войне. И есть его труд - книга "Павловску - 200 лет". Кро­ме того, о нем можно судить по отрывочным воспоминаниям знавших его лю­дей и родственников. Как о краеведе Копытова упоминают в своих работах В.И.Казанцев и М.А. Демин.

Родился Петр Васильевич 30 декабря 1913 года в крестьянской семье. Матери маленький Петр практически не помнил, так как она умерла сразу же после рождения младшего брата Павла. После ее смерти в семье появилась мачеха, но и ее он тоже не запомнил, так как вскоре умер отец, а она отказывается от малолеток. В этот момент дядя Николай уже жил в Осинниках и имел большую семью, а тетя Евдокия все так же нахо­дилась в прислугах и не имела своего дома. Пока они решали, как быть с братьями (о сестре Марии пока нет никаких данных, кроме того, что она жила в семье во время переписи), тем надоела неопределенность,  и они сбежали в Барнаул. Там прижились среди себе подобных в Дунькиной ро­ще, которая находилась на территории нынешнего Алтайского государственного технического университета. Как вспоминал Владимир Петрович, сын Петра Васильевича, в середи­не шестидесятых годов он учился в Алтайском политехническом институте, отец прекрасно помнил, что и где тогда происходило,  и показывал ему эти места.

Но, как известно, в середине двадцатых годов Советская власть объявила о борьбе с беспризорностью. Братьев поймали и отправили в детский дом по месту жительства. Так они оказались в районе нынешнего села Чернопятово. В те годы именно там находился детский дом. Но через год руководство детского дома разделило братьев: младшего оставили в Чернопятове, а старшего Петра отправили в Барнаул. И теперь ему уже пришлось из Барнаула бежать в Павловск.

Детский дом

Детский дом не только давал приют вот таким беспризорным, как ма­ленький Петр, он же и позволял учиться в школе. Сначала Петр закончил три класса Бродковской школы (с. Павловск), а потом был переведен как лучший ученик в Павловскую школу. Этого поощрения добился только еще один ученик из его класса.

После четвертого  в старшие классы попасть было еще труднее, так как там учились не только дети из Павловска,  но и из соседних сел  и

деревень - Ребрихи,  Подстепной,  Топчихи.  Но уже к этому

времени у Петра была мечта - окончить школу второй ступени и стать по­лезным на педагогическом поприще. Он считал, что только в ней правда о человеке.

Но не следует думать, что в детстве мальчик Петр был, что называ­ется, очень правильным. В Павловском краеведческом музее есть фонд основателя музея П.В.Копытова. Вот что о своем детстве пишет сам Петр Васильевич:

- Без шалостей и детства нет. Один факт нарушения пионерских пра­вил. Я помню, за что был "предан" суду пионерской чести. Дело было так. Пробрались мы группой в "Народный дом", чтобы посмотреть пьесу с учас­тием Камского и Завалишина (Александр Петрович Камский - руководитель драматического кружка, Ефим Семенович Завалишин - самодеятельный актер в клубе, открытом в 1930 г. в церкви) и были обнаружены во время пере­рыва отрядным вожатым. Он предложил нам уйти, но мы остались до конца спектакля, где-то до двух ночи (так бывало ни один раз, уж больно я любил смотреть пьесы). Вот за это нас судили пионерским судом по всем правилам судебной процедуры с допросом "обвиняемых" и выступлением "сторон обвинения и защиты". Мне вынесли приговор: "послать вожатым звена в нагорную школу и оправдать себя". Возможно благодаря этому,

попробовав свои силы на поприще воспитания, Петр Васильевич впоследс­твии станет и учителем, и директором детского дома, и школ, и инспек­тором районного отдела народного образования, и краеведом.

В 1931 г. он оканчивает Павловскую школу с педагогическим укло­ном и думает учиться дальше, но райком комсомола решает по-другому - направляет его учителем в село Сибирка, Кучукского сельсовета. В зеле­ной рубашке, в хромовых сапогах, с портупей через плечо - таким его увидели ученики Сибирской школы.

Вспоминает А.Яковлев,  ветеран войны и труда,  бывший  учитель:

- Теперь с высоты шестидесятилетнего возраста пришел к выводу: на выбор моей профессии, а посвятил я всю свою жизнь учительству, повлиял Петр Васильевич Копытов...

В 1935 г. Петр Васильевич заочно окончил учительский институт в Барнауле и стал историком. А чуть позже женился на Нине Петровне Дедю­хиной.  Пошли дети -  в 1937 году родилась дочь Галина, в  1939 году - сын Владимир.

В это время Петр Васильевич уже работал в Павловской средней шко­ле. Современники  отмечали  его  особую  притягательность к молодежи. Чтобы он ни делал, всегда рядом с ним были подростки и молодежь.

В армию учителей не брали, но в 1939 г. Советское Правительство решило призвать на службу и их. В число призванных попал и отец двоих детей, Копытов. Через несколько не­дель после призыва на службу красноармеец Копытов оказался в Читинской области. А потом и участником событий на Халхин-Голе.

В 1949 г. П.В.Копытов был приглашен в Москву, где в Кремле ему вручил медаль "За доблестный труд" М.И.Калинин. Этой награде рад был не только сам Петр Васильевич. За него радовались все: и коллеги-учите­ля, и его ученики.

Несмотря на авторитет у коллег и учеников, несмотря на пос­тоянное самообразование, Петр Васильевич чувствовал, что ему не хвата­ет знаний.  В 1948 г. он поступил заочно в Барнаульский пединститут и в 1950 г. его окончил.  А в 1966 г. продолжил образование двухгодичного уни­верситета рабселькоров при редакции газеты "Алтайская правда".

Изучая воспоминания его коллег и учеников, просто знакомых и тех, для кого его пример стал решающим в выборе профессии, убеждаешься в неординарности этого человека. Где бы только он ни оказался, жизнь на­чинала бить ключом. Стал директором Павловской школы - завел конный двор. Нужно сказать, что Копытов очень любил лошадей. Учителя и стар­шеклассники под его руководством заготавливали для них сено, потом его вывозили зимой. Он сам по несколько часов в день возился с лошадьми и помогал конюхам. Часто из-за этого даже опаздывал на уроки. Все это закончилось тем, что райком партии посчитал лишней в школе лошадь и решил одну забрать. Коммунист Копытов не мог не выполнить решение рай­кома, но как это было! Однажды днем он подъехал на лошади к зданию райкома партии, демонстративно снял с нее сбрую, сам впрягся в нее, лошадь оставил и потащил сам упряжь с телегой к себе в школу. Это, бе­зусловно, была демонстрация. В то время такие вещи не прощались, и од­нажды ему предложили уйти с поста директора школы

Для Петра Васильевича это был удар, но и здесь он повел себя как настоящий мужчина. Ушел с поста директора, но остался в школе пре­подавать.

Через год его назначили инспектором школ в районо. А еще через год назначили директором детского дома. Вспоминает В.Фурсов, работавший в 1957 г. в детдоме вместе с Петром Васильевичем: "При ограниченных средствах того времени и слабой материальной базе коллектив детского дома переживал значительные трудности. Учебный год шел к концу. В это время обычно коллектив детского дома свои силы нацеливал на завершение учебного года...

Сам бывший воспитанник детдома Петр Васильевич особенно переживал за детей, оставшихся без родителей. Он обращался с просьбами к работ­никам детдома, родителям учеников школы приглашать воспитанников к се­бе домой. Многие к этому относились с пониманием.

Не все у Петра Васильевича удавалось сразу, но он умел убедить, а если было нужно, - умел и заставить. И когда работал директором Дома пионеров, и когда инспектором районо, и директором школы.

Последним местом его работы стала Ремзаводская школа.  Отсюда его и  проводили  в последний путь. А было ему всего 55 лет.

За свою жизнь он создал музей, написал книгу о Павловс­ке, сценарий к фильму "Село мое старинное",  отмеченный дипломом II сте­пени на Всероссийском смотре любительских кинофильмов в Москве, и вос­питал сотни настоящих людей.

КРАЕВЕДЕНИЕ, КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ

Наверное, чтобы стать настоящим краеведом, нужен и вправду талант. Несомненно, Петр Васильевич им обладал. И остается только поражаться - откуда у бывшего беспризорника, воспитанника детского дома такая тяга к изучению собс­твенного края, Павловской земли! Сразу, сходу на этот вопрос и не от­ветишь. Нет, не обнаружено пока данных о том, что Копытов учился крае­ведению у кого-то. Нет фактов и того, что у Петра Васильевича по крае­ведению были учителя. А вот же, как ни крути, он не просто стал соби­рателем старины.

В 1963 г., готовясь к 200-летию Павловска, районная га­зета "Новая жизнь" регулярно публиковала материалы уже тогда известного краеведа, инспектора школ П.В.Копытова. Так в номерах от 7 и 14 апре­ля этого года появляется его большая статья "Времена далекой старины", где он рассказывает о прошлом Павловска и о жизни его обитателей. Статья изобилует большим количеством фактов и написана жи­вым, доступным для читателей языком.

 В этом же году Копытов публикует статью "Больше внимания краеведению". Она обращала внимание на школьное краеведение и перспективы его развития. Но, по сути дела, ее рамки значительно шире.

Петр Васильевич в ней утверждал, что основная сила, которая в состоянии проделать подавляющий объем работ по изучению своего родного села и района - это школа. По его мнению, "эта работа посильна только школьным краеведам, а трудящиеся района помогут им в этом благородном деле".Согласи­тесь, это его утверждение не потеряло своей актуальности и сегодня. И в наше время только школа в состоянии достаточно качественно занимать­ся краеведением. Но Копытов предупреждал, что специалисты "... должны помочь школьникам в выборе направлений научно-краеведческой работы". По сути дела, он требовал планирования и координации краеведческой ра­боты в масштабах всего района. И более того, по определенным направле­ниям в сотрудничестве и "... с Алтайским краевым музеем и Сибирским филиалом академии наук".

"Но не все еще продумано по развертыванию разнообразной и занима­тельной краеведческой работы в школах. Много интересного и ценного мы пропускаем мимо, не замечая того, что является полезным не только в воспитательных целях, но и в хозяйственном развитии наших сел". Так утверждал в своих работах краевед. В статье "Больше внимания крае­ведению" он, по сути дела, определил направления, по которым нужно ра­ботать краеведам района.

Это изучение водоемов, которые находятся на территории района. По его мнению, в них нужно изучить состав воды,  наличие в ней питательных веществ,  рыбы,  водорослей, насекомых и мине­ральных веществ.  И  не просто изучить,  но и внести предложения по их использованию. Провести необходимые эксперименты по выращиванию  новых пород рыб.  Например,  он пишет о карасе и гольяне.  Гольян уничтожает икру карася. Но карась ценнее, чем гольян. И поэтому следует попытать­ся избавиться от последнего, чтобы дать возможность росту карася.

Вторая проблема, связанная с озерами, - это сапропель. Сапропель - ил, очень богатый и минеральными, и биологическими веществами. Его можно использовать и как удобрение для полей, и как подкормку  для домашних животных. Учитывая то, что в настоящее время нашим селянам не по карману удобрения, роль сапропеля до сих пор актуальна и требу­ет пристального внимания не только от краеведов, но и специалистов.

Важное место в деятельности краеведов должно занимать изучение лесов и их обитателей. П.В.Копытов писал, что "у школьников должен воспитываться широкий кругозор в знании природы. Они должны видеть в красивой сибирской березе не только украшение степных просторов, но и полезность в защите посевов от суховеев, в задержании снегов, знать о ценности ее древесины." По большому счету краевед призывал об­щество воспитывать хорошо понимающих природу, граждан великой страны. Мы бы сейчас назвали таких людей экологами. В пятидесятые и шестидеся­тые годы - во времена, когда жил Петр Васильевич, такого термина не было, но суть была схвачена верно. Именно так и не иначе следует отно­ситься к природе, бережно, со знанием дела, любуясь красотой.

Освоение целинных и залежных земель показало, какие богатства хранит наша земля. Но, по мнению Петра Васильевича, сущест­вует еще много земель, их еще называют "неудобицами", которые требуют пристального внимания краеведов. При этом он опирается на опыт огород­ничества павловчан, подчеркивая, что при хорошем хозяине огород дает продукцию и на таких землях. Просто нужно детально разобраться с каж­дым клочком земли, понять чего не хватает ему, и внести нужные удобре­ния. А земля отблагодарит за заботу.

Читая конкретные предложения по улучшению окружающей приро­ды, приходишь к выводу, что не прост был Петр Васильевич! Че­ловек с душой романтика и действиями прагматика. С одной стороны заво­дит духовой оркестр в детском доме, лепит снежные фигуры и считает, что доброта к детям может изменить все к лучшему. С дру­гой стороны, пытается сделать так, чтобы родная земля не в ущерб себе смогла накормить людей. И это все однов­ременно уживалось в одном человеке.

Но краеведение - это не только изучение природы. Хотя это очень важ­ное направление, но оно "... не должно отрываться от изучения общест­венного развития отдельных сел и района в целом." Нужно помнить, что в каждом селе проходили процессы, связанные со всеми сторонами общественной жизни. Там живут интересные люди: парти­заны, первоцелинники, мастера машинного доения и земледелия, чем-то хорошим себя прославившие земляки. О них необходимо помнить и о них следует собирать материалы.

В связи с тем, что в 1964 г. Павловскому району исполнится 40 лет, нужно закончить сбор материалов по партизанскому движению во время гражданской войны. Собрать и обобщить. Так наставлял краеведов ра­йона Петр Васильевич. И далее он расписывает, что конкретно нужно сде­лать в 1963-64 г. в каждой школе. При этом он утверждал, что "у всех (имеются в виду партизаны, создатели первых коммун и колхозов, пе­редовики и так далее – авт.) у них большая жизнь, много впечатлений, много воспоминаний о прошлом. Это очень важно в накоплении традиций поколе­ний и в воспитании на этих традициях нового человека".

Не следует думать, что Копытов только давал наставления и рассказывал, как нужно заниматься краеведением. Он сам постоянно собирал ма­териалы о Павловске, его жителях, о партизанах и героях Великой Оте­чественной войны.

Когда готовилось празднование 200-летия Павловска, Петр Василь­евич подготовил рукопись по его истории. Книга была выпущена Алтайским книжным издательством.

В этой брошюре краевед писал, "что Сафон Тагильцев стал первоотк­рывателем места под новый завод". Это утверждение считают верным и В.И. Казанцев в своей работе "Выбор места под строительство Павловского завода" Гуляевские чтения. Барнаул.1998, стр.216), и Т.М. Степанская - "Ар­хитектура и искусство XVII-начала XX- веков" (История Алтая. ч.1. Барнаул. 1995. с.447), и другие историки и краеведы.

В 1968 г. в Барнауле в том же издательстве выходит в свет книга о героях, наших земляках, участниках Великой Отечественной войны. В ее написании Петр Васильевич принял самое живейшее участие.

В создании этой книги активное участие принял и Георгий Егоров, автор знаменитого романа "Солона ты, земля". Петр Васильевич лично был с ним знаком и существует версия, что он делился с ним своей информацией о партизанах Павловска, о гражданской войне.

Чуть раньше, в 1966 г. вышла книга "О чем рассказывают звезды". Она также была посвящена героям Великой Отечественной войны. Всего вышло три выпуска. И в этих сборниках публикуются рассказы Копыто­ва: "Один из первых на Алтае", "Мужество", «Ценой жизни", "Вдохновляющий пример", «Пальцы прикипели", «Славный путь", «Вылет за вылетом". В 1967г. в сборнике "Этих дней не смолкнет слава" и в двухтомнике 1968 г. "Боевая слава Алтая".

Но он не только писал сам. Пожогин Влас Петрович решил написать книгу воспоминаний о партизанском движении на Алтае, в котором  воевал командиром роты в знаменитом полке "Красные орлы" под командованием Федора  Колядо.  Копытов  оказал  ему всяческое  содействие и помог ее обработать литературно.  В наше время его назвали бы соавтором.

... Краеведение - это общее дело. "Многообразие ее видов дает широкое поле деятельности каждому ...",- так считал Петр Васильевич. Особенно на данном поприще могут преуспеть педагоги, так как от биолога и до историка им достаточно интересной работы. Мир краеведения такой боль­шой, что в нем хватит места каждому. И если каждый педагог со всею серьезностью возьмется за это дело, "мы сумеем создать богатый краевед­ческий музей в районе".

ГЛАВНОЕ ДЕТИЩЕ - МУЗЕЙ

"Только со второй половины 50-х - начала 60-х годов начинается массовое возрождение интереса к прошлому родного края...

В новых исторических условиях, как и в 20-ые годы, возрождение историко-краеведческого движения связано в первую очередь с

деятельностью государственных музеев. Общественные, или, как их тогда называ­ли, народные музеи были единичны. В Сибири были известны сельские му­зеи Родинского, Ребрихинского и Павловского районов Алтайского края..."

Точных данных, когда у Петра Васильевича Копытова появилась идея создать краеведческий музей в районе, нет. Уж больно он был скрытным человеком. Никто не может сказать, кто был его другом, чтобы он в бе­седах с ним полностью обнажал свою душу. Может быть, о своих страданиях и мечтах он рассказывал лошадям, которых просто обожал? Может быть. Как теперь узнать. Правда, не следует забывать, в какое время ему приш­лось жить. Но, скорее всего, эта идея поселилась в его голове в конце пятидесятых годов.

 А начинался он так.

В 1963 г. Павловск стал готовиться к своему 200-летию. Нельзя сказать, что власти не проводили работы по подготовке к юбилею, но все же в их планах не было пункта о создании музея. Село украшалось. На въезде в него построили красивую арку, разбили новый сквер и на многие здания установили мемориальные доски. Но о музее как-то никто не ду­мал, кроме Копытова. По сути дела он его уже создал в Павловской сред­ней школе. Готовы были и материалы и стенды, развернуты три экспозии: по истории Павловска, сереброплавильному заводу и гражданской войне. Необходимо было одно - найти подходящее здание.

Под "Музей трудовой и боевой сла­вы"- так тогда назывался музей истории района, - власти отдали только что построенное здание животноводов. Можно только предположить, что в 1969 году и район и Алтайский край готовились отметить 50-ю годовщину победы  над  адмиралом Колчаком.  Вот что вспоминает  первая заведующая музея А.К. Фартышева:

- В октябре 1969 г. мне в райкоме сказали, что поручают создать музей ко дню изгнания Колчака из Сибири, то есть к декабрю. Музей реши­ли разместить во вновь построенном Доме животноводов. Когда я туда пришла, там были только голые стены и две картины местного художника Л.С. Рыбальченко "Рудовозы" и "Дерев­ня Урывная". Музей в Доме животно­водов настоял сделать П.В. Копытов. Часть экспонатов перенесли из Пав­ловской средней школы, где уже тогда существовали стенды, посвященные героям-партизанам.

Крайком КПСС ходатайствавал о допуске Копытова в архивы Томска. Такой допуск он получил и выезжал для работы туда в архив. По предло­жению Петра Васильевича, я два раза выезжала в Камень-на-Оби, где знакомилась с работой музея. До самой болезни он каждый день приходил в музей помогать. Мы с ним часами обсуждали, какой должен быть музей. А когда он слег на больничную койку, то постоянно звонил и спрашивал, как у нас идут дела.

Вот что вспоминала Г.В.Смирнова в то время, работавшая  в район­ной библиотеки: "Обратился с просьбой помочь ко мне и райком партии. Оформляли вместе с Копытовым день и ночь без оплаты. Петр Васильевич был доволен".

Да, Копытов был доволен. Его родное краеведение с музеем обрело новые очертания. Теперь можно было решать еще более серьезные задачи. Есть центр, где можно сосредоточить все наработки.

В 1969 г. создателя музея не стало. Люди по достоинству оценили его труд.

В 1973 г. первый секретарь райкома партии И.М. Бережняк, будучи по делам в Москве договорился с каким-то фондом о картинах. И вскоре в адрес Павловского района пришел их целый вагон. Их сле­довало срочно разместить. Райком партии принял решение

в здании музея разместить картинную галерею. Так появилась первая кар­тинная галерея в сельских районах Алтая.  Музей был перенесен в Павлов­скую среднюю школу.

Но жизнь не стоит на месте. Музей району был просто необходим. Об этом писала местная газета, об этом говорила интеллигенция и более то­го, о нем говорили и в райкоме партии. В 1986 году секретари рай­кома  партии Владимир Федорович Драсков и Валентина Ивановна Антонович решили:

- Музею в районе быть!

Стали искать под него здание и пришли к выводу, что лучшего помеще­ния, чем дом секретарей с усадьбой не найти. И опять работа шла день и ночь.  27 февраля 1987 г. состоялось второе рождение музея.

Пётр Васильевич Копытов в музее. У партизанской пушки экскурсию для посетителей проводит Вельдяйкин. 1969 год.

Книга «Краевед. Учитель. Патриот. Очерки Копытова Петра Васильевича. Воспоминания о Копытове».  Книга вышла в 2010 году в год 85-летия Павловского района, год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне,  в год Учителя.

Авторы проекта: дочь Петра Васильевича Галина Петровна и Владимир Кузьмич Косарецкие.

 

Посвящение П.В. Копытову

Сколько звёзд в небесах,

Столько душ человеческих светят –

Так у нас на Руси говорят

Иногда старики.

Не завидую тем, кто звезду не заметит,

 Для кого небеса высотой,

Как в избе потолки.

Вон, сорвавшись, звезда

Догорела над крышей сарая.

Через душу прошла

Её трасы огнистая нить.

Я сочувствую тем, кто навек

Со звездой умирает.

Славлю тех, кто, уйдя,

Продолжает живущим светить!


                                                          В.К. Косарецкий

Комментарии: 0